ПРОЕКТ СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕСКА
ПАРКОВО-КУЛЬТУРНОЙ ЗОНЫ ОТДЫХА





"Трамплин Парк"


Как начиналась история Большого томского трамплина








ПРОЕКТ СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕСКА
ПАРКОВО-КУЛЬТУРНОЙ ЗОНЫ ОТДЫХА



"Трамплин Парк"

Как начиналась история Большого томского трамплина
Инициатор проекта «Трамплин Парк» Эдуард Симкин об истории томского трамплина
В Томске, 21 декабря, в восточной окраине города, в посёлке Степановка, состоялось торжественное открытие 70 - метрового лыжного трамплина» - С таким заголовком вышла газета «Красное Знамя» 23 декабря 1958 год.

В 1954-м году по проекту томича, члены команды сборной СССР по прыжкам с трамплина, Николая Тетерина, было принято решение о строительстве на горе посёлка Степановка 70 - метрового трамплина. Проект предусматривал строительство эстакады, лифтовой башни, теплушке для обогрева спортсменов, судейской вышки, трибуны для зрителей, лыжной базы.
Прыжок Сергея Отепко, мастера спорта международного класса
После открытия, в декабре 1958 г. Томский трамплин Стал одним из лучших 70 метровых трамплинов в Советском Союзе. Одновременно было возведено ещё четыре малых трамплина мощностью от 10 до 40 м. Рядом находились гоночная лыжная трасса с дистанции до 30 км, которая проходила по территории нынешнего Академгородка. В дальнейшем у подножья трамплина активно развивалась инфраструктура, были построены помещения для спорт школы олимпийского резерва, гостиница, котельная, деревянные бараки, в которых проживал персонал обслуживающий трамплин. Здесь же был основан спортивное общество Спартак, построен одноимённый стадион.

Уже в семидесятых годах, в период строительства первых корпусов Института оптики атмосфер, при поддержке председателя томского горисполкома Геннадия Колабы, в лесном массиве была прорублена дорога, ведущая к подножию трамплина. В следующим эта дорога получилп название – улица Королева. По ней проходил автобусный маршрут до стадиона Спартак. Имелось грунтовое ответвление дороги от улицы Королева в сторону судейский вышки, по которой гуляют отдыхающие и в наши дни.
Болельщики на Чемпионате СССР по прыжкам на лыжах с трамплина, Томск 1963 год
Комплекс Степановский трамплинов в кировском районе и прилегающей к нему территории с лыжными трассами, до конца семидесятых годов оставались главным центром в стране по подготовке спортсменов по зимним видам. Это было время рассвета томского лыжного спорта. Здесь была создана специализированная школа олимпийского резерва по прыжкам с трамплина и двоеборью, которая подготовила многих известных мастеров входивших в состав сборной команды Союза. На большом трамплине проводились чемпионата и первенства СССР.

В этих соревнованиях принимали участие спортсмены, защищавшие честь нашей страны в зимних олимпийских играх 1960 г. в США.
В марте 1971 г. на большом трамплине проходил чемпионат СССР по двоеборью, где отбиралась олимпийская команда в Саппоро (Япония). Обладателем золотой медали тогда стал ленинградец Александр Зайцев который ранее профивал и тренировался в Томске, и на томском трамплине сделал свой первый прыжок. На этих соревнованиях бронзовым призёром стал томич Юрий Голов.

Именно Юрий Голов, уже в девяностые годы был главным инициатором восстановления большого трамплина. Как Вспоминал Юрий Виторович, в марте 1974 года на всесезонных соревнованиях по прыжкам с трамплина и двоеборью приняли участие "летающие лыжники" из ГДР, что вызвало огромный интерес у томичей. За ходом соревнований наблюдало более 20 тысяч зрителей.
Малая судейская будка. Тогда и сейчас
Как рассказывал Юрий Викторович, его друг, финн Аатто Лампиапиая, член президиума Всемирной федерации лыжного спорта приезжал в Томск 2004 - м году. Печальное состояние трамплина потрясло финна. В тоже время он восхитился местом расположения и самой природы, был готов вложить деньги в восстановление старого и строительство нового 90 метрового трамплина. Аатто загорелся идеей в 2007-м – 2008-м году провести в Томск чемпионат мира, но в связи с продажей трамплина реализовать проект не удалось.

Именно он, уже в девяностые годы был главным инициатором восстановления большого трамплина. Как вспоминал Юрий Викторович, в марте 1974 г. на всесоюзных соревнованиях по прыжкам с трамплина и двоеборью приняли участие «летающие лыжники« из ГДР, что вызвало огромный интерес у томичей. За ходом соревнований наблюдала более 20 000 зрителей.

В соответствии с требованиями международной федерации лыжного спорта в 1975-м году была проведена реконструкция трамплинный площадки приземления лыжников. Делала все вручную, лопатами, руками ребят и трениров, при участии спортсменов – олимпийцев.
В 1978-м году с правой стороны от трамплинах к судейской вышки была проведена линия электропитания, установлена канатная дорога. Построен стартовый домик и гараж. Для организации тренировок спортсменов и доступа зрителей была очищена территория от кустарника, поросли осины и черемухи, проложены тропинки.
Со временем трамплин, как у территории прилегающая к нему, превратилась в «памятник» безразличия и беспечности. На протяжении многих лет ветераны спорта, действующие спортсмены и небезразличные жители города неоднократно обращались к руководителям области и город, депутат областной городской Думы с просьбой о восстановлении Большого трамплина. И вот в мае 2020 г. в администрации города Томска был утвержден план мероприятий по реконструкции и созданию зоны отдыха и спорта «Трамплин парк».
Руины у основания Большого трамплина
Made on
Tilda